Исмагилова О.Д., Алиев Т.М., Попова В.Н. ВАВТ, март 2021. Ссылка доступа
Аннотация к статье:
За последние два десятилетия произошли стремительный рост информационно-коммуникационных технологий и повышение их роли в экономическом развитии. Дополнительный стимул развитию цифровизации придала пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19). Цифровизация изменила многие аспекты человеческого общества. Она оказала значительное влияние на бизнес-процессы в международной торговле, сокращая издержки, увеличивая объем и скорость кроссграничных транзакций. Важнейшим двигателем торговли становится электронная коммерция, масштабы которой растут из года в год. В статье рассматриваются новые тенденции глобального процесса цифровизации в контексте развития международной торговли. Среди основных трендов, вызванных цифровизацией и оказывающих воздействие на международную торговлю, выделены следующие: рост объемов электронной коммерции в мире и товарооборота глобальных маркетплейсов; повышение масштабов международной торговли информационно-коммуникационными (ICT) товарами и услугами, а также услугами, поставляемыми в цифровой форме; рост мирового экспорта услуг первым способом поставки, то есть посредством трансграничных поставок. Динамизм процесса цифровизации приводит к возникновению проблем его оценки – определения уровня цифровизации экономики и отдельных ее сегментов, в первую очередь, международной торговли и связанных с ней мер цифровой торговой политики. Разработкой подходов к решению этих проблем занимаются ведущие международные организации (включая ОЭСР, ВТО, МВФ, ЮНКТАД). Авторы проанализировали и систематизировали обширный перечень международных индексов, выделив три основных блока: в первый блок включены индексы, характеризующие уровень развития рынков электронной коммерции; во второй – индексы, которые оценивают развитие информационно-коммуникационных технологий; в третий – индексы, оценивающие степень проникновения цифровых технологий в экономику и общественную жизнь.
Также проанализированы подходы к оценке мер цифровой торговой политики и определены основные индексы – индекс ограничений в цифровой торговле, разработанный Европейским центром международной политической экономии, и индекс ограничений для цифровой торговли услугами, разработанный ОЭСР.