В период с 23-го февраля по 8-ое марта состоялся первый в этом году кластер встреч старших должностных лиц АТЭС. В 2019 году председателем выступает Чили – второй раз за все время работы АТЭС (ранее в 2004 году). В качестве приоритетов своего председательства, Чили выделили 4 направления:

  • Цифровое общество. В рамках данного направления работы Чили сосредоточились на вопросах измерения цифровой экономики, имплементации «Дорожной карты АТЭС по Цифровой и Интернет-экономике» (далее – AIDER), развития цифровой торговли и структурных реформ в рассматриваемой области.
  • Интеграция 4.0. Включает вопросы развития цепочек добавленной стоимость, интероперабельности систем единого окна, продвижения надлежащих регуляторных практики и соглашений о взаимном признании.
  • Женщины, малые и средние предприятия (далее – МСП), а также инклюзивный рост. Планируется разработать Дорожную карту экономического и инклюзивного роста женщин. Одними из ключевых тем данного направления также станут гендерный разрыв в контексте цифровой грамотности, увеличение участия женщин в экономике.
  • Устойчивый рост. Сюда были отнесены темы борьбы с ННН-промыслом, энергетического снабжения удаленных регионов, снижения использования пластика и т.д.

Цифровая экономика

Основное внимание уделялось вопросам передачи персональных данных, цифровой торговли, структурных реформ и измерению цифровой экономики. Сотрудники Всероссийской академии внешней торговли (далее – ВАВТ) выступили с докладом «Трансграничные потоки данных: состояние дел и российское видение», где рассказали о подходах России к регулированию трансграничных потоков персональных данных и формирующиеся инициативы ЕАЭС в данной сфере. Докладчики представили практики Латинской Америки и Кореи, большое внимание уделялось соответствию Регламенту защиты персональных данных Европейского союза (далее – GDPR), ответственности компаний за обеспечение защиты персональных данных и механизмам трансграничной передачи данных.

Управляющая группа по цифровой экономике (далее – DESG) провела свое первое собрание, а также первое совместное собрание с Рабочей группой по телекоммуникациям и информации (далее – TELWG). В ходе обсуждения мандата DESG не удалось достичь консенсуса (основные спорные вопросы: руководящий состав DESG, структура и формат работы группы). От решения данных вопросов будет зависеть сбалансированность цифровой повестки во всем АТЭС (есть риск возникновения дисбаланса в сторону электронной коммерции и цифровой торговли и ухода от вопросов других вопросов, имеющих для России не менее важное значение). В рамках собрания DESG/TELWG сотрудники ВАВТ выступили с докладом о предыстории работы над созданием AIDER.

В рамках Диалога по цифровой торговле Комитета по торговле и инвестициям (далее – CTI) обсуждались вопросы регулирования цифровой экономики для стимулирования инноваций, развития информационной инфраструктуры, сквозных аспектов развития цифровой торговли, доступа на рынок, а также измерения цифровой торговли в регионе АТЭС. Было отмечено, что самыми труднопреодолимыми барьерами торговле в цифровой экономике является отсутствие всеобщего доступа к Интернету, недостаточный уровень цифровой грамотности, недостаток доверия в Интернете, вызванный низким уровнем безопасности. Также, докладчики представили разные подходы к измерению цифровой экономики, электронной коммерции и цифровой торговли, хотя не смогли четко обозначить, в чем заключается разница между тремя понятиями.

TELWG провела 59-е собрание, в рамках которого рассматривались вопросы развития Интернета вещей, Больших данных и искусственного интеллекта, гендерного равенства в цифровой экономике, а также была инициирована работа по формированию «Стратегического плана действий TELWG на 2021-2025 годы».

Экономический комитет АТЭС обсудил вопросы измерения и регулирования цифровой экономики в рамках одноименного семинара, утвердил техническое задание на проведение исследования для формирования «Отчета об экономической политике АТЭС и структурных реформах для цифровой экономике», в котором участвуют эксперты ВАВТ и Министерства экономического развития России. Также была продолжена работа над формированием «Рамочного соглашения по сотрудничеству АТЭС по регулированию споров онлайн при ведении трансграничного бизнеса в секторе B2B» (APEC Collaborative Framework for ODR of Cross-Border B2B Disputes) и «Типовых процессуальных норм». Представители Министерства экономического развития России представили доклад «Использование передовых технологий для повышения качества управления и регулирования в цифровой экономике» и ежегодный проект по поддержке женского предпринимательства в АТЭС, курируемый Россией – BEST Award. Данный проект будет проводиться в АТЭС в четвертый раз.

Поддержка многосторонней торговой системы и ВТО

2018 год стал первым в истории АТЭС, когда не были согласованы ни лидерская декларация, ни заявление министров торговли и иностранных дел по итогам ежегодной работы АТЭС. Основная причина– существенные различия в позициях Китая и США относительно настоящего и будущего международной торговли и, в частности, перспектив реформирования ВТО. В ходе первого заседания CTI, большинство экономик, за исключением США, традиционно высказались в поддержку многосторонней торговой системы (далее МТС) и ВТО. Однако в отличие от 2018 года, экономики почти не говорили о необходимости реформы ВТО и ее конкретных направлениях. Вероятнее всего, сказывается «слабый» прогресс по данному вопросу на самой площадке ВТО. По состоянию на сегодняшний день, в соответствии с претензиями США к ВТО, были сформированы соответствующие предложения по реформированию организации группой членов ВТО, «приверженных поддержке и укреплению МТС» (группа создана Канадой с ограниченным числом участников). В частности, были разработаны предложения по реформированию ВТО сразу по трем функциям, включая переговорную, мониторинговую и разрешение споров, а также в отношении порядка функционирования органа по разрешению споров ВТО. Тем не менее, США не принимают данные предложения и продолжают блокировать назначение новых членов Апелляционного органа (АО) с середины 2017 года. Сейчас в АО работает минимальное количество судей – 3 человека, при этом, в декабре истечет срок назначения двух из них, это означает, что деятельность АО будет невозможна и заблокирована одна из ключевых функций ВТО – разрешение споров.

Среди новых инициатив АТЭС в поддержку МТС и ВТО, Новая Зеландия предложила инициировать работу по увеличению транспарентности за счет улучшения качества нотификаций по рыбным субсидиям. В прошлом году, Перу приступили к реализации аналогичной инициативы по санитарным и фитосанитарным (далее СФС) нотификациям. В частности, было инициировано исследование с целью изучения, насколько нотификации членов АТЭС по СФС соответствуют обязательствам ВТО. Проблема несоответствия нотификаций членов ВТО соответствующим обязательствам организации занимает одно из ключевых мест в списке предложенных для реформирования вопросов.

Региональная экономическая интеграция

Экономики АТЭС продолжают работать по треку региональной экономической интеграции в формате рабочих планов, направленных на изучение и обмен опытом между членами АТЭС по отдельным вопросам регулирования торговых соглашений, включая нетарифные меры, экологические положения, правила происхождения товаров и другие. США в очередной раз не удалось согласовать инициативы по изучению регулирования деятельности предприятий с государственным участием в рамках РТС (в контексте снижения их воздействия на рынок), также, как и рабочий план по трудовым положениям торговых соглашений. Индонезия и Китай отмечают, что вопрос предприятий с государственным участием в достаточной мере отражается в соответствующей главе и положениях РТС по конкуренции. В отношении регулирования труда, китайские представители отмечали, что данный вопрос не относится к торговым. В настоящее время стороны ведут работу по согласованию данной инициативы.

По итогам 2018 года были согласованы две российские инициативы по теме региональной экономической интеграции: «Усиление транспарентности в торговой политике» (разработан Министерством экономического развития совместно с ВАВТ) и «Рабочий план по изучению экологических положений в региональных торговых соглашениях (далее – РТС)» (разработан Министерством экономического развития). Суть первой инициативы заключается в подведении итогов проделанной на данный момент работы АТЭС в области транспарентности (в рамках всех рабочих органов АТЭС), выявлении наименее изученных аспектов рассматриваемого вопроса и их дальнейшей проработки в формате проектов/диалогов. В настоящее время российская сторона занимается ее имплементацией – экономики АТЭС уже сейчас направляют российской стороне информацию о реализованных ранее проектах и инициативах в рассматриваемой области, а также готовится специальный опросник, призванный выделить интересные для экономик направления работы по заданной теме.

Вторая инициатива предполагает проведение исследования опыта экономик АТЭС области регулирования экологии в РТС с целью выявления различий в их подходах к включению экологических положений. В настоящее время российской стороной уже подготовлен первый вариант исследования всех существующих на данном этапе проектов и инициатив по смежной тематике с целью избегания дублирования. Экономикам направлена таблица для заполнения в части экологических положений, включенных в РТС/ССТ с их участием.

Трансграничная торговля услугами

Тематика услуг получила особый «импульс» с 2017 года, преимущественно, благодаря инициативам Республики Корея. Так, был запущен процесс разработки документа «Необязательные принципы внутреннего регулирования в сфере услуг АТЭС» – трек, дублирующий аналогичную работу в ВТО. В ноябре 2018 года документ был утвержден и 5 декабря 2018 года представлен в ВТО. В 2019году работа продолжается в виде семинаров и отдельных инициатив. Так, США уже подготовили проект для проведения семинара и исследования с целью выявления наиболее «барьерных» типов внутреннего регулирования услуг, а также изучения возможности использования принципов АТЭС для их преодоления.

Одновременно с принципами, Республика Корея выступила в качестве инициатора по разработке «Индекса ограничительности регулирования услуг АТЭС». Подобные индексы уже разработаны ОЭСР, а также Всемирным банком и призваны определить насколько «ограничительно» национальное регулирование услуг в отдельных секторах по отношению к иностранным агентам. Индекс АТЭС будет базироваться на методологии ОЭСР, но при этом включать особые элементы, над выработкой которых экономики работают в рамках технической группы. В настоящее время запланирована пилотная программа для апробации методологии на 4-ех экономиках, включая Перу, Вьетнам, Чили, и Китайский Тайбэй, из них – только для Чили рассчитан индекс ОЭСР.

Формирование долгосрочного видения АТЭС после 2020 года: итоги второго заседания

В период с 4-го по 5-ое марта 2019 года состоялась вторая встреча APEC Vision Group 2020 (далее – AVG), в которой приняли участие эксперты ВАВТ. Центральный фокус будущего видения, вместе с рекомендациями направлен на стимулирование социально ориентированного экономического роста, где торговля, инвестиции и структурные реформы развивают с единственной целью – обеспечить благополучие граждан экономик АТЭС и повысить их жизненные стандарты. Все, без исключения, представители AVG сходятся в необходимости максимизации выгод АТЭС, прежде всего, для населения.

На открытии заседания были представлены доклады Министра иностранных дел Чили, г-на Роберто Ампуэро, нового Исполнительного директора АТЭС, д-ра Тан Шри Датук Ребекки Фатимы Санта Марии и Председателя AVG, г-на Аллана Вагнера.

В ходе второй встречи представители AVG обсуждали «нулевую версию» доклада группы, на основе которого будет строиться работа АТЭС после 2020 года. Ключевые наблюдения по итогам обсуждений:

  • Большинство членов AVG согласились с тем, что «Видение после 2020 года» должно быть сформировано на долгосрочную перспективу со среднесрочными задачами по оценке прогресса. При этом необходимо определить индикаторы успеха реализации «Видения», а также представить практически реализуемые цели и задачи. Большинство участников AVG подчеркнули необходимость смещения фокуса с целей по либерализации торговли и инвестиций, обозначенных в Богорских целях (несмотря на их актуальность и значимость) на социально ориентированный экономический рост, с обозначением глобальных проблем человечества. Активные дискуссии велись о роли АТЭС, как «инкубатора идей» на международном уровне, с привлечением всех заинтересованных сторон.
  • Что касается торговой повестки, участники AVG также согласились с тем, что торговля и инвестиции являются инструментом для обеспечения благополучия общества. Необходимо обозначить цели и задачи по дальнейшей работе с АТЗСТ, проблемные вопросы мировой торговли, влияющие на торговлю в регионе (рост антиглобализма и протекционизма, торговые войны и др.), а также работу по региональным торговым соглашениям.
  • Экономики отметили необходимость продолжить работу по взаимосвязанности (прежде всего, с точки зрения развития инфраструктуры и укрепления контактов между людьми). По цифровой экономике отмечены следующие вопросы для проработки: роль АТЭС в развитии цифровой экономики, создание благоприятной среды для инноваций (баланс между инновационной и безопасной средой), развитие человеческого капитала в цифровую эпоху, передача данных (в том числе персональных), промышленность 4.0.
  • В части рекомендаций по инклюзивности, необходимым представляется отразить идею поддержки участия ММСП, женщин, людей с ограниченными возможностями в экономике. Важным вопросом остаётся экология, в частности, проблема изменения климата. Цифровая грамотность населения и неравномерное распределение выгод также необходимо адресовать. Кроме того, нужно подчеркнуть необходимость формирования политик внутренней поддержки, экономических политик, ориентированных, прежде всего на людей.
  • Важным направлением в рамках темы экономической политики и структурных реформ может стать борьба с коррупцией. Нужно продолжить работу по снижению регуляторных барьеров и формированию благоприятной среды для бизнеса.

Итоговый доклад будет сформирован в ходе следующей встречи AVG, которая состоится 25-27 августа.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.