По данным ЮНКТАД, глобальный объем привлеченных ПИИ в первой половине 2019 г. составил $640 млрд, что на 24% выше аномально низкого уровня в $517 млрд, достигнутого за тот же период предшествующего года (рисунок 1). Тогда началась волна репатриаций нераспределенной прибыли американских МНК в результате налоговой реформы в США. Без учета колебаний, вызванных разовыми факторами, такими как «мегасделки» на рынке слияний и поглощений, фискальные реформы и нестабильные финансовые потоки в составе прямых инвестиций, мировые ПИИ продемонстрировали 4%-ный рост в годовом исчислении. Основные драйверы глобального роста – страны Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Рисунок 1 – Динамика мировых привлеченных ПИИ в 2016-2018 гг. и в 1 полугодии 2018 г. – 1 полугодии 2019 г. (в млрд $ и в % к пред. году/соотв. периоду пред. года).
Примечание: цифры под горизонтальной осью – динамика основного или базового тренда ПИИ (underlying FDI trend).
Источник: ЮНКТАД (Global Investment Trend Monitor, No. 32.

В России также зафиксированы позитивные сдвиги, как в динамике, так и в структуре привлеченных ПИИ. Так, Согласно данным Банка России , по итогам первых двух кварталов 2019 г. привлеченные в российскую экономику ПИИ выросли на 62,8% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года, составив $16,5 млрд (тогда как отток отечественных капиталов за рубеж затормозился). Данная тенденция сопровождалась улучшением структуры российских входящих ПИИ: так, доля реинвестированных доходов снизилась с 68,8% в 1H2018 до 56,1% в 1H2019. Среди причин роста ПИИ – низкая база 2018 г., политика российского правительства по диверсификации ПИИ и запланированные дополнительные расходы на инфраструктуру, которые положительно влияют на привлекательность России для иностранных инвестиций, падение темпов репатриации капиталов российского происхождения.