12 сентября 2017 года в г. Пекин (Китай) прошел семинар АТЭС по включению экологических положений в региональные торговые соглашения. В семинаре приняли участие представители семи экономик АТЭС, а также эксперты ОЭСР, ВТО, Международного института по устойчивому развитию и прочих профильных исследовательских организаций.
Россию на данном семинаре представляла научный сотрудник РЦИ АТЭС Анна Кузнецова, осветившая в своей презентации опыт России и ЕАЭС по включению экоположений в ЗСТ с участием Евразийского экономического союза.
В ходе семинара участники обсудили ключевые тенденции и форматы включения экоположений в РТС/ЗСТ, их эффективность и связь с правилами ВТО, а также способы проведения оценки эффективности и воздействия на окружающую среду как самих экоположений, так и торговых соглашений в целом.
Эксперты указывали на общий значительный рост числа положений, связанных с охраной окружающей среды, в торговых соглашениях, а также на увеличение глубины и разнообразия обязательств сторон в рамках данных положений. Их презентации были подготовлены на основе исследований, проведенных ОЭСР (целый ряд публикаций, начиная с 2007 г.) и ВТО (тематический доклад 2016 г.).
К примеру, специалисты ОЭСР отмечают, что наиболее распространенными форматами включения экоположений в РТС/ЗСТ остается упоминание цели охраны окружающей среды в преамбуле соглашений и включение в соглашения ст. XX (п.b и g) ГАТТ и ст. XIV (п.b) ГАТС. Вместе с тем, в последнее время в торговые соглашения стали активно включаться и другие, более расширенные, обязательства в области экологии (таблица 1). Примечательно, что в некоторых случаях они не связаны напрямую с торговыми вопросами.
Примеры вопросов, связанных с охраной окружающей среды, находящих отражение в современных РТС/ЗСТ | |
Общие положения по сотрудничеству в области ООС | Механизм разрешения споров |
Сотрудничество по специфическим вопросам ООС (т.н. «секторальные положения») | Упоминание многосторонних соглашений по охране окружающей среды |
Вопросы соблюдения экологического законодательства | Участие общественности |
Механизм имплементации положений по ООС | Оценка экологического воздействия соглашения |
Примечание: ООС – охрана окружающей среды
В первом для ЕАЭС соглашении о ЗСТ, заключенном с Вьетнамом в мае 2015 г. и вступившем в силу в октябре 2016 г., экологические положения закреплены в Главе 12 по устойчивому развитию совместно с положениями в области охраны труда. Кроме того, к экологии можно отнести отдельные положения глав Соглашения по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам, интеллектуальной собственности, а также статьи по общим исключениям.
Положения Главы 12 не накладывают на стороны каких-либо жестких обязательств и преимущественно ориентированы на развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды. Кроме того, в п.5 ст.12.3 указано, что «положения [Главы по устойчивому развитию] не должны нарушать обязательства, зафиксированные в других Главах настоящего Соглашения, в том числе Главы 8 (Торговля услугами, инвестиции и перемещение физических лиц)». Другими словами, обязательства сторон в рамках других глав Соглашения имеют преимущество перед их обязательствами в рамках главы по устойчивому развитию.
С содержательной точки зрения экоположения в ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом представляют из себя наиболее распространенные в настоящее время положения по охране окружающей среды, закрепляемые в торговых соглашениях (см. таблицу 2). Об этом можно судить на основе уже упоминавшихся ранее публикаций ОЭСР и ВТО.
Основные положения по охране окружающей среды в Главе 12 «Устойчивое развитие» соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом | |
Подтверждается право сторон устанавливать собственный национальный уровень защиты окружающей среды | Отмечается стремление сторон не поощрять или получать выгоды от торговли или инвестиций в результате непрерывных или повторяющихся действий или в случае бездействия, которые ведут к снижению уровня или отказу применять или исполнять законодательство в области защиты окружающей среды, политику, практику, таким образом, что это затрагивает торговлю между Сторонами |
Признается важность усилий, направленных на улучшение окружающей среды | |
Закрепляется стремление сторон не использовать законодательство в области защиты окружающей среды для торгового протекционизма | |
Перечислены возможные форматы и направления сотрудничества | |
Предусматривается механизм консультаций, однако к главе по устойчивому развитию не применяется общая глава Соглашения по разрешению споров |
Вместе с тем, для ЕАЭС соглашение о ЗСТ с Вьетнамом стало первым соглашением подобного рода, что не позволяет выделить какие-либо закономерности или говорить о наличии у участников Союза четко сформированной позиции по вопросам включения вопросов экологии в ЗСТ.
Одним из наиболее насущных в настоящее время вопросов остается практическая имплементация и оценка общей эффективности экоположений в РТС. В частности, на семинаре отмечалось, что последствия включения положений по охране окружающей среды в торговые соглашения остаются почти неизученными. Определенная работа уже была проведена ОЭСР, однако эксперты указывали на необходимость улучшения качества мониторинга исполнения обязательств в рамках экоположений в РТС (такие усилия сейчас предпринимаются ЕС, Канадой и США), а также сбора информации о влиянии торговых соглашений на окружающую среду. Стоит отметить, что именно по этой причине некоторые развитые страны (например, Австралия и Япония) не настаивают на включении расширенных положений по экологии в РТС/ЗСТ с их участием.
Кроме того, в своей презентации эксперт Международного института по устойчивому развитию выделил несколько ключевых факторов, позволяющих определить глубину обязательств сторон в рамках экоположений в РТС. Ими, в частности, являются:
- Обязательный или же рекомендательный характер положений, связанных с охраной окружающей среды;
- Закрепление в соглашении четкого механизма (процедура и сроки) и необходимости выделения финансовых средств для исполнения обязательств сторон в области охраны окружающей среды;
- Включение вопросов транспарентности и ответственности за соблюдение указанных положений;
- Участие в реализации экоположений чиновников высокого уровня (например, в рамках работы экологического комитета, при проведении консультаций и т.д.).
Увеличение числа и разнообразия положений по охране окружающей среды делает актуальным и вопрос о том, как эти положения и отдельные главы по экологии (если обязательства вынесены в отдельную главу, как в рассмотренном ранее соглашении между ЕАЭС и Вьетнамом) соотносятся с другими положениями/главами того же соглашения. В некоторых РТС эта взаимосвязь прописана достаточно четко, однако в некоторых остается неясной. Эксперты отмечали, что особенно проблемной в данном контексте является взаимосвязь между обязательствами сторон по охране окружающей среды и их обязательствами в области инвестиций, защиты прав интеллектуальной собственности и государственных закупок. Стоит отметить, что в настоящее время ОЭСР занимается разработкой проекта «Greening RTAs», в рамках которого рассматриваются вопросы «экологического содержания» глав РТС по инвестициям (например, «зеленые» инвестиции) и субсидиям (например, субсидии, наносящие вред/приносящие пользу окружающей среде).
Среди других интересных вопросов, обсуждавшихся на семинаре – взаимосвязь между многосторонними природоохранными соглашениями (например, СИТЕС, Монреальский протокол, Базельская конвенция и пр.), правилами ВТО и положениями РТС; способы внесения в РТС положений, касающихся внутреннего экологического законодательства; методология проведения оценки влияния РТС на окружающую среду (в частности, опыт Китая), использование электронных торговых площадок для содействия торговле экологическими товарами и т.д.
Также на семинаре была представлена база данных по экологическим положениям в РТС TREND (совместный проект German Development Institute и Laval University, Canada), в которой собраны и систематизированы экоположения из более чем полусотни преференциальных торговых соглашений, заключенных после 1945 г.
Источник фото: law.lclark.edu