14 июля Еврокомиссия опубликовала проект регламента, который предлагает механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР или CBAM — Carbon Border Adjustment Mechanism). В ЕС планируют запустить механизм к 2023 г. В одной из 6 предлагаемых конфигураций CBAM первые выплаты от импортёров начнутся в 2026 г. Он обеспечит «достижение углеродной нейтральности в регионе, защиту европейских производителей на фоне роста климатической нагрузки на них, а также сбор средств для дополнительного финансирования процесса декарбонизации». В зависимости от конфигурации CBAM может приносить бюджету ЕС дополнительно €5–14 млрд в год до 2027 г. Внедрение CBAM приведет к снижению ВВП ЕС на 0,22–0,23% в 2030 г. Но при этом на 1% снизится объем выбросов парниковых газов в ЕС и на 0,4% — в остальном мире. От нового механизма могут пострадать в первую очередь российские поставки железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента общей стоимостью $7,6 млрд в год. Фактически новый налог будет равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров. Проект CBAM подстегнул дискуссию о возможных односторонних и многосторонних мерах в международной торговле, направленных на борьбу с изменением климата.
Еврокомиссия готовит новый законопроект о субсидиях из третьих стран, которые приводят к искажениям в торговле и конкуренции на внутреннем рынке ЕС. Предлагаемые правила затрагивают вопросы заключения крупных  сделок по слияниям и поглощениям, а также государственных закупок. Позиция европейского бизнеса неоднозначна, так как новые правила повышают административно-бюрократическую нагрузку на деятельность компаний. Для международного сообщества перспектива формирования новых правил регулирования деятельности иностранных поставщиков на рынке ЕС связана не только с ухудшением условий доступа, но и с потенциальным продвижением новых правил в рамках многосторонних и региональных торговых переговоров. До 22 июля 2021 г. идет публичное обсуждение проекта регламента.
Читать дальше